Заказать звонок

Инвентаризация источников выбросов

Проведение инвентаризации источников выбросов
и разработка проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (НДВ)
Описание

С сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.

Согласно ФЗ №96, статья 22 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Разработка инвентаризация осуществляется на основании Приказа Минприроды РФ №352 от 07.08.2018 г.

Порядок проведения инвентаризации

  • обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
  • определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее - источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ (источник загрязнения атмосферного воздуха), из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
  • систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
  • изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (далее - газоочистные установки, ГОУ);
  • устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);
  • определяются координаты стационарных ИЗАВ;
  • определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса);
  • документируются результаты инвентаризации выбросов.

Для чего проводится инвентаризация

  • Для дальнейшей разработки программы производственного экологического контроля
  • Все данные из отчета по инвентаризации необходимы для разработки проекта ПДВ

Проект нормативов допустимы выбросов в атмосферный воздух (Проект НДВ)

Проект нормативов допустимого выброса (проект НДВ) — документ определяющий нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Разработка НДВ обязательна для всех организаций, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ (в том числе, стоянки автотранспорта, сварочный участок и т.д.). Наличие проекта НДВ позволяет выполнить требования природоохранного законодательства, избежать штрафов. В отдельных случаях деятельность предприятия, осуществляющего выбросы вредных веществ без специального разрешения, может быть приостановлена на срок до трех месяцев. Проект НДВ Разрабатывается на срок до 7 лет.

ПРИ РАЗРАБОТКЕ НДВ ВЫПОЛНЯЮТСЯ:

  • инвентаризация источников выделения загрязняющих веществ и определение их параметров;
  • определение перечня веществ, выбрасываемых в атмосферу;
  • определение величины выбросов загрязняющих веществ;
  • проведение анализа расчета рассеивания одновременно выбрасываемого со всех участков предприятия и определение его концентрации на границе санитарно-защитной жилой зоны;
  • Анализ изолиний приземных концентраций в атмосферном воздухе
  • Установление нормативов в целом по предприятию и для каждого конкретного источника
  • Составление и обоснования план-графика инструментальных замеров на источниках выбросов и в атмосферном воздухе

Цель разработки проекта НДВ:

  • Расчет нормативов допустимых выбросов для разработки декларации о воздействии на ОС для дл предприятий II категории и получения комплексного экологического разрешения для предприятий I категории.
  • Выполнения санитарно-эпидемиологических требований. 

- Ответственность и штрафы за отсутствие инвентаризации выбросов и проекта ПДВ
  • ФЗ №96 "об охране атмосферного воздуха" :

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ:

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа

  • На граждан в размере от 500 до 1 000 рублей
  • На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей
  • На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа

  • На граждан от 2 000 до 2 500 рублей;
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • На юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
  • На должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • На юридических лиц - от 80 000 до 100 000 рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

  • На должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ – обязательная процедура для предприятий, которые имеют стационарные или передвижные источники выбросов в окружающую среду. Данный документ систематизирует сведения об источниках загрязнения на конкретной территории, их количестве и составе и хранится в самой компании.

Оценка им дается на основании преимущественно инструментальных методов посредством проведения замеров непосредственно на участке.

Какие предприятия проходят инвентаризацию?

Предприятия, деятельность которых сопряжена с возможным загрязнением атмосферы, должны иметь инвентаризацию источников выбросов и проект нормативов допустимых выбросов. Речь идет об объектах, деревообрабатывающее оборудование, участки по шлифовке или резке металлов, автозаправочные станции, котельные, системы вентиляции, технологические установки по очистке газа и пыли, любое оборудование, используемое на открытых площадках (пилорамы, посты сварки). Уделяется внимание и передвижным источникам загрязнения воздуха, к которым относится транспорт (автомобильный, железнодорожный) и специальная техника.

Сроки разработки документации зависят от объема вредных выбросов с конкретной территории, который может вызвать загрязнение атмосферного воздуха.

Согласно ст. 8.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», при нарушении охраны атмосферного воздуха ответственные должны будут выплатить штрафы:

  • до 250 000 рублей при обнаружении выброса вредных веществ или иного негативного воздействия на окружающую среду при отсутствии проекта ПДВ. Наряду со штрафом может быть вынесено решение о приостановке деятельности компании на срок до 90 дней в административном порядке;
  • до 100 000 рублей: этот штраф грозит компании, если были нарушены условия специального разрешения;
  • до 20 000 рублей: этот штраф грозит предприятиям, нарушившим правила эксплуатации сооружения, оборудования, технологических линий, в результате чего произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Кроме штрафа деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Имея проект инвентаризации источников выбросов, предприятие сможет снизить платежи в случае фиксации фактов загрязнения окружающей среды. При отсутствии у компании проекта ей придется заплатить за нарушение сумму в 25 и 100 раз больше.

Зачем нужна инвентаризация?

Данная процедура направлена на то, чтобы сведения об источниках загрязнениях, их количестве и составе были систематизированы в одном отчете. При его формировании за основу берутся методические пособия, рекомендуемые законодательством. Сам отчет представляет собой таблицы с зафиксированными в них результатами об источниках выделения, источниках выброса, ГОУ, суммарном выбросе.

В основной отчет включаются сведения обо всех стационарных источниках и выбросах веществ в атмосферу. Отдельно инвентаризируются передвижные источники загрязняющих веществ – результаты их обследования оформляются в отдельный отчет.

Объекты, только вводящиеся в эксплуатацию, должны инвентаризировать выбросы максимум спустя 2 года после того, как было полечено разрешение на ввод. Рекомендуется выполнить процедуру раньше, так как результаты инвентаризации будут выступать в качестве основы для будущей постановки на учет объектов НВОС.

Как проводится инвентаризация?

Наша компания предлагает услуги по составлению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ. Для проведения работ нам необходим адрес промышленной площадки, которая подвергается оценке, указать сведения об ответственном лице и перечень работ, проводимых на площадке. Инвентаризация необходима для установления категории объекта НВОС, если он ставится на учет. От этого зависит объем работ в сфере экологической безопасности.

Сначала в ходе консультации выявляется количество источников загрязнения атмосферы (ИЗА) на объекте или предприятии на основании имеющейся документации. После заключения договора начинаются работы по инвентаризации и определяются ее сроки. В рамках работ специалисты анализируют ранее разработанные документы и технологии, детально изучают источники выбросов в атмосферу, подготавливают картографические материалы, выполняются инструментальные замеры, составляют отчет. Иногда может потребоваться корректировка отчета. Эта важная процедура проводится в следующих случаях:

  • изменились технологические процессы предприятия, режимы работы оборудования,
  • увеличился объем производства,
  • была проведена реконструкция или модернизация.

Если любой из этих процессов мог привести к изменению состава, объема и суммарной массы выбросов, это обязательно вносится в отчет. Все исследования проб проводятся в аккредитованных лабораториях, оснащенных новейшими приборами и оборудованием.

Нужна консультация?
Подробно расскажем о наших услугах, видах работ и типовых проектах, рассчитаем стоимость и подготовим индивидуальное предложение!
Задать вопрос